Промышленность


В советские годы Энгельс вырос в крупный промышленный центр. Предприятия города и выпускаемая ими продукция известны не только в России, но и за её пределами. Энгельсские заводы являются крупнейшими работодателями и центрами целых микрорайонов. Главные отрасли – машиностроение, пищевая и химическая промышленность, выпуск строительных материалов. 
Троллейбусный завод
Энгельсский троллейбусный завод "ТролЗа" является крупнейшим в стране подобного профиля. Свою историю он начал задолго до изобретения троллейбуса и вдали от Энгельса. В 1868 году в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии промышленник и помещик генерал Мальцев основал Радицкий паровозостроительный завод, выпускавший в основном различные вагоны, запчасти и земледельческие орудия. В 1918 году предприятие было национализировано и переименовано в Урицкий вагоностроительный завод. С началом Великой Отечественной войны было решено эвакуировать завод в Энгельс и перепрофилировать его на производство военной продукции, в первую очередь артиллерийских снарядов. После войны завод продолжал выпуск вагонов лишь несколько лет, Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 года он был переоборудован под производство троллейбусов. Первыми машинами, сошедшими с конвееров обновлённого энгельсского Завода имени Урицкого, были ярославско-московские МТБ-82. С 1959 года начался выпуск уже собственного троллейбуса ЗиУ-5, ставшего в 1960-х годах одним из самых распространённых в странах соцлагеря, а также в Греции, Монголии, Колумбии и Аргентине. В 1971 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, также этот год ознаменовался появлением другой знаковой для предприятия модели троллейбуса ЗиУ-9. Кризисное послесоветское время завод пережил без крупных затруднений, на 1990-е – 2000-е годы пришлись модернизация производства, разработка целого ряда новых моделей, победы на выставках различного уровня. За уже более чем 60 лет территорию предприятия покинуло свыше 75 тысяч троллейбусов, оно стало одним из символов Энгельса, принесло городу и региону международную известность. 
Троллейбус-памятник ЗиУ-5 на заводе "ТролЗа"
Задолго до переезда в Энгельс будущего завода "ТролЗа", в те годы вагонного, в Покровске было основано собственное железнодорожное предприятие – Покровские паровозоремонтные железнодорожные мастерские Рязано-Уральской железной дороги, современный Энгельсский завод транспортного машиностроения. Произошло это в 1894 году с завершением строительства местной тупиковой станции. В 1949–1954 годах предприятие именовалось Покровский вагоноремонтный завод, в 1954–1965 годах – Покровский механический завод. Основным направлением десятилетями являлся ремонт подвижных составов, впоследствии также был освоен выпуск собственной продукции, в частности, снегоочистительных поездов, вагонов для перевозки леса. С 2006 года ведётся выпуск длиннобазных платформ. 
Современный Завод автотракторных запальных свечей был основан в 1942 году как Завод керамических изделий. Изначально он выпускал лабораторно-керамическую посуду, облицовочные плиты, керамические трубы и прочую промышленную керамику. С 1960 года на мощностях предприятия начался выпуск свечей зажигания, с бурным развитием автомобилестроения ставший вскоре главным направлением деятельности завода. В 1996 году предприятие вошло в немецкий концерн "Роберт Бош", одновременно новые владельцы перевели в Энгельс из Саратова производство деталей электронного впрыска топлива. Сегодня ОАО "Роберт Бош Саратов" является одним из крупнейших в стране производителей компонентов для машинных двигателей. 
Ещё один крупный энгельсский завод в отрасли машиностроения был основан в 1920 году. Энгельсский завод фильтров изначально выпускал запасные части и дизельные установки для сельскохозяйственного транспорта. С развитием этой сферы модернизировалось и производство, в настоящий момент основной продукцией завода являются фильтры и фильтроэлементы для грузовых автомобилей и спецтехники. Энгельсские детали поставляются на такие предприятия, как "КАМАЗ", Камский завод тормозной аппаратуры и агрегатов, волгоградский и челябинский тракторные заводы, Уральский дизель-моторный завод. С 1 марта 2007 года Энгельсский завод фильтров входит в Промышленную Группу "Эдельвейс". 
Центральный автомобильный ремонтный завод Минобороны России №9, более известный
Памятник у завода №9
сегодня как ОАО "9 ЦАРЗ", начал работу в октябре 1942 года. Основной направленностью, как следует из названия, является ремонт служебного и военного транспорта, в частности шасси и гусеничных частей, двигателей. В 2012 году предприятие со славной боевой и трудовой историей отметило 70-летний юбилей.
Старейшим заводом строительных материалов в городе является ЗАО Энгельсский кирпичный завод. Предприятие было введено в строй в 1931 году и работало изначально в сезонном режиме. За более чем 80 лет завод вырос в крупнейшее в Поволжье предприятие, занимающееся производством полнотелого керамического кирпича пластического формования и повышенной морозостойкости. 
ОАО "Завод Металлоконструкций” был спроектирован ЦНИИ Проектстальконструкция Госстроя СССР в 1969 году, а уже через два года была введена в эксплуатацию его первая очередь. С 1974 года завод работает на полную мощность, его продукция экспортировалась в другие страны и использовалась на целом ряде важнейших строек СССР, в том числе при возведении мощностей автомобильных гигантов "ВАЗ" и "КАМАЗ", Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, Байкало-Амурской магистрали. С 1992 года на "ЗМК" ведётся выпуск вагонов для горнорудной, угледобывающей и нефтехимической промышленности, в 1996 году было освоено производство пролётных конструкций мостов, в 2004 году с конвееров сошли первые грузовые вагоны для железнодорожных подвижных составов. 
Энгельсский экспериментально-механический завод, ныне Энгельсский трубный завод, был основан в 1973 году по приказу министра мелиорации и водного хозяйства СССР в составе "Главсредволговодстроя" для лучшего обеспечения быстро возраставших объемов работ по орошению земель Заволжья. Некоторое время предприятие также называлось "Профиль" и АОЗТ "Трубный завод". 
Кондитерская фабрика "Покровск" начала работу в 1937 году. За годы деятельности предприятие неоднократно удостаивалось высоких наград, сегодня ассортиментный перечень выпускаемых лакомств насчитывает более 150 наименований (конфеты, зефир, печенье). На фабрике регулярно проводится модернизация производства, большое внимание уделяется контролю качества, начиная с экологически чистого сырья и заканчивая самой продукцией, известной и популярной даже в отдалённых регионах России. 
История завода "Химволокно", являющегося и сегодня одним из важнейших в Энгельсе, начинается в 1960 году. Основанное как Энгельсский завод искусственного и синтетического волокна предприятие быстро вошло в число ведущих в СССР по производству капронового шелка, ацетатного волокна, штапельного волокна, простых и сложных эфиров целлюлозы, триацетатного шелка. Численность работников предприятия достигала 12 тысяч человек, вокруг завода быстро вырос целый микрорайон с развитой современной инфраструктурой. В 1975 году предприятию был присвоен статус Энгельсского производственного объединения "Химволокно" имени Ленинского комсомола. Трудности 1990-х годов не обошли завод стороной, предприятие несколько раз переходило из рук в руки, однако новым владельцам пока не удаётся вернуть уровень производства советских времён. 
Молочный комбинат Энгельсский был основан в 1977 году и является сегодня лидером молочной промышленности в Саратовской области. Предприятие использует исключительно местное сырьё (налажено сотрудничество с более чем 50-ю хозяйствами области), что делает продукцию комбината уникальной. С 2010 года ведётся выпуск ультрапастеризованной продукции по технологии "Тетра-Пак". 
Другими крупными предприятиями пищевой промышленности являются Энгельсский хлебокомбинат и Энгельсский мукомольный завод. Среди прочих заводов города также стоит отметить ООО "Бош Пауэр Тулз" (электроинструменты), ЗАО "ХенкельРус" (синтетические моющие средства) и ЗАО "Энгельсская мебельная фабрика Emfa". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий